28.11.2019

Учителям в тылу посвящается

На третьем фронте, вставая горою,

на фронте учёбы, на фронте книг, —

учитель равен солдату-герою —

тот же буденовец и фронтовик.

В.В. Маяковский  

Великая Отечественная война занимает особое место в истории России. Она стала самой жестокой и тяжелой из всех войн, когда-либо пережитых нашей Родиной. В великую Победу неотъемлемой частью вошли трудовые и ратные усилия школьного учителя. Советский учитель справился с выполнением своих обязанностей, внеся весомый вклад в достижение победы. «Советский учитель, — писала газета «Правда» от 16 декабря 1944 года, — делит с командиром Красной Армии честь и славу победы в Отечественной войне».

IMG_20191005_125443.jpg

Районная учительская конференция. 9 января 1946 года. В нижнем ряду — первый заведующий роно М.А. Белявский.

На территории довоенного Ильинского (ныне Жарковского) района школы были в каждом сельском Совете: где-то начальные школы (4 класса), в крупных селах — семилетки. На основании архивных данных за 1940 год можно сделать выводы, что ликвидации неграмотности в тот период уделялось большое внимание. Свидетельство тому — протокол заседания 3-й сессии Ордынского исполнительного комитета сельского Совета от 3 марта 1940 года, на повестке дня которого стоял вопрос о ликвидации неграмотности и малограмотности. Депутаты постановили: обязать учителей проводить занятия не только в школах, но и колхозах.

IMG_20191005_141112.jpg

Первоклассница 1943 года Л.Г. Алексеева.

С июля 1941 по февраль 1942 года большая часть территории нынешнего Жарковского района была оккупирована немецко-фашистскими захватчиками. Не все школы смогли принять детей 1 сентября. Многие учителя ушли на фронт, кто-то был на «выселках», а школы разрушены. В числе героев-освободителей — человек, всю свою жизнь посвятивший обучению детей, Г.И. Солдатенков, отец бывшего учителя Криволукской восьмилетней школы Л.Г. Козловой. До войны Георгий Иванович закончил Ленинградское летное училище по специальности «механик», учился там параллельно с сыном И.В. Сталина Василием. С 1939 и в военные годы обслуживал боевые самолеты. После победы работал заведующим Прохоренской, руководил пионерским лагерем в Ордынке, затем, после переезда в Ордынок, Ордынской начальными школами, после закрытия школы в Ордынке преподавал в Троицкой восьмилетней школе.

1ааааа.jpg

Г.И. Солдатенков.

В Троицкой школе во время оккупации находился немецкий штаб, в результате бомбёжки она была повреждена, и при этом тяжелое ранение получил один из жителей деревни, которому оторвало ногу. В Ордынке школа была практически полностью разрушена.

Как только Красная Армия освобождала от немцев какой-либо населённый пункт, там сразу же возобновлялись занятия. В феврале 1942 года наш район был освобожден от фашистов, а в марте на заседании сессии Ордынского сельсовета стоит один вопрос: утвердить сметы на оборудование Ордынской начальной школы. Постановили: в кратчайшие сроки отремонтировать здание, выделить на эти цели 2222 рубля из средств самообложения. При этом на наглядные пособия депутаты выделяют 800 рублей, о чем свидетельствует утвержденная ими смета расходов.

1аа.jpg

Мария Евдокимовна с мужем Иваном Егоровичем и дочерью Галиной. Фото 1947 года.

В 1943 году школа уже работала с 1 сентября. В первый класс в этом году в Троицкую школу пошла жительница нашего поселка Л.Г. Алексеева, которой на ту пору исполнилось семь лет. Вот что вспоминает об этом периоде Лидия Григорьевна: «Классы были очень большие, дети в них — разных возрастов. Книг не хватало. Вместо бумаги использовали поля старых книг и газет, обои, ненужные документы. Ручками служили простые палочки с приделанными к ним стальными перьями, чернила изготавливали из сажи и красной свеклы, вместо мела использовали белую глину. Карандаши резали на части, чтобы хватило всем ученикам. После уроков вместе с учителем ходили в колхоз работать. Делали все, что было под силу детям, а иногда выполняли и непосильную работу. Вместе со всеми трудились и учителя».

1 сентября 1943 года свою трудовую деятельность в Троицкой школе начала М.А Антонова (мама Г.И. Калининой и бабушка С.В. Архипенковой). Её судьба, как и многих других в то время, — трудная и удивительная. Родилась в Демидовском районе Смоленской области в зажиточной семье, в хозяйстве которой имелось много скота, сад, пасека, огромный дом и много земли. Родители вместе с детьми, а их было шестеро, трудились от зари до зари.

После окончания школы Мария Евдокимовна поступила в Смоленское педагогическое училище. Здесь её и застало известие о войне. Враг стремительно приближался к Смоленску (в середине июля город был уже в оккупации), и студентов срочно эвакуировали. Их поезд недалеко от Смоленска разбомбили. Дальше, голодные, без вещей, они пошли пешком. Остановилась в поселке Ильино (ныне — Западнодвинский район), где принимали беженцев.

Ильинский отдел народного образования направил девушку учительствовать в Уплоховскую начальную школу, выдав три метра ситца и три метра сукна для солдатских шинелей на пальто. С этим богатством под мышкой двое суток добиралась она до Уплохова. Председатель колхоза определил учительницу на постой к одной из местных жительниц. Семья, с которой она потом соединится, считала ее погибшей.

В 1943 году приказом Ильинского РОНО Марию Евдокимовну переводят в Троицкую семилетнюю школу, где она трудится до 1948 года.

Кто-то, читая эти строки, возможно, скажет, что так складывались в то время судьбы многих. Да, на женские плечи, в том числе таких молоденьких девочек, какой была Мария Евдокимовна, легла тяжёлая ноша деревенской жизни. Заменяя своих коллег, ушедших на фронт, они в буквальном смысле этого слова боролись за осуществление всеобуча, вместе со всеми трудились на колхозных полях. Только в 1942 году 154 тысячи учителей работали на полях колхозов и совхозов. Они не только выполняли и перевыполняли колхозные нормы выработки, но и успевали организовывать труд учащихся, одновременно заботясь об их питании и отдыхе.

Учителя-коммунисты вели пропагандистскую и агитационную работу среди населения, информировали людей о положении на фронтах, выпускали газеты и боевые листки.

Мы видим, что народные учителя, скромные и незаметные трудяги, в годы Великой Отечественной войны оказались на переднем краю борьбы против фашистских захватчиков. Кто-то из них с оружием в руках встал в ряды Красной Армии, кто-то продолжил борьбу на оккупированных врагом территориях, а кто-то, находясь в тылу, целиком отдался делу воспитания молодого поколения — будущего нашей страны. Я горжусь своими земляками и с гордостью рассказываю о них детям.

Любовь КОСОВА,

учитель начальных классов МОУ «Жарковская СОШ №1»


Поделиться:

Для того чтобы добавить комментарий, пожалуйста, авторизуйтесь

Возврат к списку