18.11.2021

Путевые заметки

В семидесятые и восьмидесятые годы среди жарковчан, теперь это люди старшего поколения, была широко распространена практика поездок в Москву. Отправлялись туда обычно после получки за продуктами (колбасами, импортными курами, сливочным маслом, апельсинами и другими), которые в провинции находились в разряде дефицитных. Неслучайно именно в то время родилась загадка: «Что это такое – длинный, зеленый и пахнет колбасой», ответом на которую было слово «поезд». Подобная поездка обходилась недорого – десять рублей за билет в простой вагон туда и обратно, пять копеек за метро, зато домой возвращались с неподъемным рюкзаком и несколькими вместительными сумками с продуктами на свою семью и, частенько, еще и на ближайших родственников. Еще более результативной она оказывалась, если удавалось успеть прикупить что-либо из одежды или обуви, случай же их импортного производства вообще становился верхом удачи.

Давно уже прилавки многочисленных местных магазинов буквально завалены колбасами разных производителей, на выбор – фрукты, в том числе и некогда экзотические для нас, и многое другое. Вследствие этого, а также дороговизны жизни у большинства наших возрастных жителей отпала необходимость поездок в столицу – на пенсию не разъездишься. Многие не были там, как сказала Е.В. Абраменкова, сто лет и не представляют город в его нынешнем состоянии, как и чем он живет, что изменилось в сервисе и т.д. А потому предлагаю вместе со мной отправиться туда виртуально.

Первым делом покупаем билет на проезд и делаем это в считанные минуты через телефон. Заказать его можно также через почту – в Западной Двине перед отправлением поезда, как это было раньше, теперь его не купишь, потому как кассы железнодорожного вокзала не работают. Кстати, проезд по маршруту Западная Двина – Москва и обратно имеет разную стоимость: в скором за №№61 и 62 он дороже на треть, чем в пассажирском. Билет на нижнюю полку в плацкартном вагоне пассажирского поезда обойдется в 1100 рублей, скором – 1500, купейном – от 2200.

Что хочется сказать о поездном сервисе. Он стал значительно лучше: чистые вагоны с двумя биотуалетами в разных их концах и средствами гигиены, вследствие чего туда можно пройти в любое время и, что важно, не выстаивая в очереди, комфортная, благодаря работающим кондиционерам, температура в жаркое лето и холодную зиму, новое чистое белье, удобные матрасы… Ну, и, конечно же, горячие чай, кофе, прохладительные напитки и др. Кроме того, во время поездки вас не будет раздражать запах табака, поскольку курить в вагонах запрещено, не будут беспокоить и попутчики подшофе — таких просто не пустят в вагон.

Бел вокзал.jpg

Кстати, наш поезд теперь приходит на Белорусский вокзал (метро «Белорусская»), Рижский закрыт вследствие малой востребованности.

Теперь о метро. Непосвященным в современные технологии людям оплатить проезд можно у кассира, как и было ранее. Его стоимость – 60 рублей. Желающие сэкономить на проезде приобретают проездную карту «Тройка», ее наличие дает возможность воспользоваться услугами метрополитена на 12 рублей дешевле.

NVSL0478.jpg

Кстати, купить «Тройку», как и пополнить ее электронный кошелек можно также на станции метро – на входе размещен целый ряд терминалов. Привычным к новым технологиям людям сделать это – одно мгновение, провинциалам же потребуется время, чтобы разобраться в последовательности «шагов» к поставленной цели. В случае неудачи за картой можно обратиться к дежурному кассиру.

Следует заметить, в самом метро сориентироваться относительно того, где находится выход или соответствующий переход на другую линию, тоже стало сложнее по причине обилия дополнительной информации (как пройти на МЦК — Московское центральное кольцо, представляющее маршрутную линию железнодорожного пассажирского транспорта в Москве, частично интегрированную с метрополитеном по системе оплаты проезда и пересадкам и др).

Сам город кардинально изменился. Он стал совершенно иным, очень красивым, европейским, с огромным количеством высотных зданий, торговых центров, рекламы, таким, какими мы раньше, в советские времена, видели по телевизору европейские города.

Арбат по-прежнему полон туристов. Каждое его строение представляет собой огромную архитектурную и историческую ценность. На Арбате находятся знаменитый театр имени Вахтангова, мемориальная квартира А.С. Пушкина, фешенебельный ресторан «Прага», открывшийся еще в 1872 году и кормивший поначалу извозчиков. Народ фотографируется у памятников А.С. Пушкину и Н.Н. Гончаровой, Булату Окуджаве, Виктору Цою, заглядывает в многочисленные бутики, присаживается за столики уютных кафе, в летний период переместившиеся прямо на бульвар. Все – для удобства клиентов: прекрасно иллюстрированные карты многочисленных блюд с непривычными названиями и шокирующими людей с нашими доходами ценами. Судите сами: в одном из таких уличных открытых кафе за обычную для нас небольшую порцию ухи из щучьей головы надо выложить порядка 800 рублей. Помимо кафе на старом Арбате находится множество ресторанов, баров с русской, европейской, японской и др. кухней.

Пока есть время до отправления поезда теперь на Нижний Новгород, куда лежит наш путь, а он идет с Восточного вокзала, не так давно построенного вблизи метро Черкизовская (в перестроечные годы там был широко известный рынок с одноименным названием), идем на экскурсию в торговый центр на Курском вокзале.

Огромное здание в четыре этажа, где, кажется, поместится половина нашего поселка, эскалаторы, многочисленные бутики. Осенние коллекции одежды для мужчин и женщин, европейская обувь, отделы с драгоценными металлами и сверкающими бриллиантами, модными ручными часами… Стоимость колечка с «брюликами» — от нескольких сот тысяч до нескольких миллионов рублей, осеннюю коллекцию для мужчины, состоящую из жилета, рубашки-поло, брюк и туфель, можно приобрести за 60 тысяч рублей. В целом здесь можно купить практически все, были бы деньги. Обслуживание вежливое и ненавязчивое. Здесь же можно и пообедать.

Изучив цены в меню и решив, «…что живем один раз» (стоимость обеда на двоих, возможно, вложится в три тысячи рублей), пробуем пройти за легкое декоративное ограждение, отделяющее небольшое открытое кафе от торговых помещений. Попытка не удается: отсутствует код прививки от коронавируса.

На следующее утро мы на малой родине супруга – в уютном провинциальном городке. Посещение могил родных, мест, где прошли его детство и юность, встречи с оставшимися в живых немногочисленными родственниками. На душе – покой, радость, умиротворение. Понравилось отношение продавцов в местных магазинах: очень вежливое, я бы даже сказала дружеское, с обязательными «спасибо за покупку» и искренним пожеланием хорошего дня. Подумалось: вот бы у нас в Жарках так!

Спустя пару дней мы уже в Нижнем Новгороде, который празднует свое 800-летие. Атмосфера, соответствующая событию! Правда, исторический Нижегородский кремль, куда я мечтала попасть, закрыт для посещения, а чтобы пройти на знаменитую Чкаловскую лестницу, откуда открывается прекрасный вид на матушку Волгу, нам приходится обогнуть целый квартал. Впечатлений – масса! Вечером здесь будет концерт, где перед нижегородцами предстанет целая плеяда звезд нашей эстрады. Город посетит Президент.

Устав от бесконечных хождений и созерцания происходящего – торжественного парада десятков оркестров из различных уголков страны, разнообразных выставок и др., спускаемся в метро. В Нижнем оно не столь многолюдно, как в столице, и стоимость проезда там значительно дешевле.

На улице – несвойственная для конца августа жара. Хочется пить и… холодной окрошки. За две половинки ее порции в привокзальном кафе, откуда наш путь лежит на Москву, платим 500 рублей, при том, что в родном городе супруга она обходится нам в сто рублей. Вкус провинциального блюда намного выигрышнее, чем более дорогостоящего нижегородского.

Я впервые еду на скоростном поезде. Билетов на «Сапсан», который идет до Москвы три часа, нет, «Ласточка» привозит нас за четыре часа вместо восьми на обычном скором. Время в пути летит быстро, на табло – постоянно меняющийся скоростной режим, а также температура воздуха и иная информация. И вот мы снова на Восточном вокзале. Ароматный кофе из терминала. Там он, впрочем, как и везде, представлен в ассортименте: свежемолотый, американо, капучино, мокачино и др. Цена – в пределах 150 рублей.

О ценах на продукты. По Москве сориентироваться не пришлось, а вот по ближнему Подмосковью могу сказать следующее. Прежде всего, это огромнейший ассортимент, отличный товарный вид и соответствующий вкус. Надо отдать должное, даже в больших магазинах и торговых центрах цены практически такие же или чуть выше, к примеру, на качественную говядину и баранину, а вот деликатесная рыба дешевле. Есть, конечно, магазины для богатых людей, где стоимость продуктов питания существенно выше.

Широко представлены сетевые магазины: «Дикси», «Пятерочка», «Перекресток», «Магнит», словом, пенсионерам с избытком свободного времени есть где «разгуляться» и сэкономить свой бюджет. В «Магните», к примеру, я купила арбуз по цене 15 рублей за килограмм!

В старые добрые времена, закончив бег по магазинам и накупив продуктов, перед отправлением поезда мы отправлялись в буфет Рижского вокзала, откуда на весь пассажирский зал разносился соблазнительный запах тех доперестроечных сосисок. Выстояв в очереди, а она была всегда там большая, с удовольствием подкреплялись горячими сосисками с кофе. Это было все, что тогда могли себе позволить жители провинции.

Сейчас в Москве и других городах востребованы кафе быстрого питания: KFC, различные бургерные и т.д. Что можно о них сказать? Да, фастфуд, да, вредно, если переходить на такой тип питания. Но очень вкусно! И вполне доступно, т.е. приемлемо по цене. Две средние по объему порции острых горячих крылышек с горчичным соусом, только что приготовленной картошкой фри и два больших стакана обжигающе холодной «колы» перед отъездом домой нам обошлись в 700 рублей.

Несколько слов о культурной программе. Традиционно она включала поход на Красную площадь, посещение парка «Зарядье» — грандиозного проекта в виде новой огромной зоны для прогулок и отдыха возле Кремля с его «Парящим мостом», четырьмя воссозданными климатическими зонами нашей страны, «Стеклянной корой» — одной из крупнейших открытых площадок для концертов и различных шоу, «Ледяной пещерой» и подземным музеем, Третьяковской галереи. Парк «Зарядье», шедевры русской и мировой живописи произвели на меня, человека, далекого от искусства, незабываемое впечатление.

Вот мы, уважаемые читатели, и совершили с вами небольшую экскурсию в столицу. Конечно же, жизнь там и у нас резко отличается. Москва в моей ассоциации – шик, блеск и красота, что же касается нас, провинции, то выводы делайте сами.

Татьяна СМИРНОВА


Поделиться:

Для того чтобы добавить комментарий, пожалуйста, авторизуйтесь

Возврат к списку