16.09.2020

Станция Кащёнки. Дела оборонные

Как и везде, во все времена, при строительстве серьёзных объектов в них закладывалась и составляющая под названием «на случай чрезвычайных обстоятельств». Вероятнее всего, что по такому же принципу и у нас в Кащёнках при строительстве железной дороги был сделан тупик. Перед земцовской стрелкой, со стороны станции, появилось ответвление, уходившее в лес на восток, длиной 300—400 метров. Капитальный тупик на насыпи из песчано-каменистой смеси, которую у нас называли «балласт». На всякий случай…

 И случай не заставил себя ждать – грянула война. В Кащёнки пригнали бронепоезд и спрятали в этом тупике. Чуть позже – ещё один. Так их убирали с больших магистралей на маленькие станции второстепенных дорог, чтобы сохранить. При наличии у врага хорошей авиации результативность бронепоездов вряд ли могла быть высокой. Второй бронепоезд был здесь недолго, а первый общими усилиями военных и местных жителей маскировали, как могли.

Наша железная дорога подвергалась свирепым бомбардировкам – немецкие самолёты уродовали её, станцию и поезда, как хотели. О здешней противовоздушной обороне я не слышал никаких разговоров. Сбитых немецких самолётов у нас не было.

Mostovye_elementy_1988_g__1.jpg

Тупик с бронепоездом врагом был обнаружен, и самолёты начали охоту... Рисковать такой техникой не стали – если эта громадина рухнет с пути, то поднять её своими силами будет невозможно. Потому и убрали. Но изрядно взлохматить его бронированную «чешую» немцы смогли… Ушёл, тем не менее, на своих колёсах. Рельсы и шпалы из тупика пошли на ремонт развороченных бомбами основных путей, а насыпь оставалась ещё очень долго. Местные жители брали оттуда балласт на всякие строительно-хозяйственные нужды, таская его вёдрами, носилками, тачками. Довелось позаниматься этим и мне, помогая отцу. Временные постройки возле тупика тоже исчезли – что-то сгорело при бомбардировках, что-то было разобрано.

В насыпи тупика мы, местные мальчишки, часто находили артиллерийский порох – серо-коричневые цилиндрики диаметром 3—4 миллиметра и длиной 10—15. Просушив, его пытались (и успешно!) поджигать. За что от родителей имели… Ну, дальше неинтересно…

Теперь этот железнодорожный тупик зарос лесом, не зная, его уже и не найдёшь. Поезда во время войны шли по Кащёнкам в сторону Жарковского, к фронту, с войсками и грузами. Обратно, на Земцы, – с ранеными. Так у нас и говорили: «Туда – с песнями, оттуда – со слезами»… Воронки от немецких авиабомб непрерывной цепью тянутся вдоль всей железной дороги, по обе стороны. Расчищая сенокосные участки, мы сбрасывали в них порубочные остатки. Некоторые из этих воронок и до сих пор имеют устрашающие размеры…

Стратегическое значение маленькие станции на второстепенных дорогах имели и до недавних пор. Примерно в 1976 году к нам в Кащёнки завезли огромное количество крупногабаритных стальных конструкций. Это были отдельные элементы разного типа мостов. При необходимости из них можно было построить переправу или её часть. Всё это впечатляющее многообразие форм, складированное под открытым небом, около 300 метров вдоль железной дороги, было разложено очень аккуратно, по типоразмерам, на специально сооружённых рельсовых опорах. Детали помельче, крепёж, всякий инструмент и принадлежности хранились в отдельно построенном складе. Периодически приезжали мостовики: всё проверяли, обкашивали траву и красили эти громадные балки. Ржавчины нигде не было! Были у нас на станции и длинные ряды огромных штабелей шпал, хорошо накрытые сверху от осадков – тоже какой-то запас…

С 1975—1976 г. по 2001—2002 г. (четверть века!) всё это лежало в готовности, став частью нашего пейзажа. Это была лишь маленькая «капелька» огромных стратегических запасов, рассредоточенных по стране «на случай чрезвычайных обстоятельств». Государство думало о будущем и старалось предвидеть всякие обстоятельства… В самом начале «нулевых» годов «капельку» отсюда увезли. Маловероятно, что это использовано в каком-нибудь строительстве – не для созидания наступали времена…

Александр КРЫЛОВ

Фото автора

 


Поделиться:

Для того чтобы добавить комментарий, пожалуйста, авторизуйтесь

Возврат к списку